В формировании культуры взаимоотношений обязательными являются: умение уважать себя и других, понимание себя и других, положительная самооценка и оценка других, готовность слушать и слышать, чуткость, самоуважение.

Умение уважать себя и других. Следует понимать, что у каждого человека есть что-то положительное, за чтго ее можно и нужно уважать. Стоит только внимательно к нему присмотреться и стараться быть объективным.

Понимание себя и других. Возможно, многим родителям нужно задуматься, не они ли провоцируют конфликты в семье, разобраться в себе, понять себя и других членов семьи, поговорить с ними об этом откровенно и спокойно.

Положительная самооценка и оценка других. Каждого нужно воспринимать таким, какой он есть. Ведь все отличаются разным интеллектом, по-разному одарены, имеют свои сильные и слабые стороны характера. «Разность» не является признаком «худшести» – это признак «инакости». Надо уважать это в себе и других и верить в перспективу совершенствования личности.

Готовность слушать и слышать. «Слушать» означает не только молчать, когда говорят другие, но и вслушаться и вдумываться в то, что слышишь. Хороший способ проявить внимание к человеку и быть оригинальным – написать ему стихи, срочная типография распечатает пару экземпляров для вашей семьи. Без способности и готовности с пониманием слушать других, откровенно выражать собственные мысли и чувства невозможно находить конструктивные и оригинальные решения.

Чуткость. Без умения сочувствовать и сопереживать, ставить себя на место других невозможно понять их чувства и причины определенных поступков.

Самоуважение – залог бесконфликтного существования. Самоуважение или чувство собственного достоинства проявляется в самооценке, обусловленное уверенностью в своих силах и способностях, оценке личных качеств, возможностей и своего места среди других людей. По сути, это важнейший регулятор поведения, который определяет самочувствие в социуме, отношения с другими людьми, критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.

Так что от самооценки зависит уровень самоуважения ребенка и взрослого. Самооценка может быть адекватной (объективной), завышенной и заниженной. Именно завышенная и заниженная самооценки, особенно у детей, нуждающихся в коррекции вмешательства взрослых. Завышенная самооценка – это гораздо лучшее представление об определенных своих качествах или их совокупность по сравнению с тем, что есть в действительности. Заниженная самооценка – недооценка тех или иных своих качеств или их совокупности, худшее о них представление, по сравнению с теми, какие они есть на самом деле.

Почему так возникает? Прежде всего, потому, что мало знаем себя и не стремимся знать лучше. Это знание, как правило, приобретается в результате наблюдения и сравнительного анализа своего и чужого поведения – то есть самопознания.

Читайте также: